Фильтры
Фильтры

«Время безумного итальянского жира прошло»

Redaktor, 1 декабря 2015
Валерий Лизунов – основатель и владелец бюро ARCHPOINT и автор интерьеров, кажется, всех самых модных ресторанов последнего десятилетия.

Валерий Лизунов

В 2003 году все обсуждали First, в 2007 - хотели попасть в «Облака», в 2009 центром притяжения стал White Rabbit, в 2016 откроется ресторан «Сахалин», который, точно, еще наделает шуму.

Валерий рассказал, насколько важен для ресторана правильный интерьер и что время итальянского дизайна давно прошло, в моде - интеллектуальный, сдержанный, скандинавский.

В какой степени дизайн ресторана влияет на его популярность?

Примерно на 30%, это если реализована правильная атмосфера, подобрана хорошая мебель, свет. Поход в ресторан - не просто утоление голода, гостю хочется получить полный комплекс удовольствий. Это как с автомобилями. Если я хочу просто добраться из точки A в точку B - это может быть любая машина, но если я хочу получить удовольствие от автомобиля, мне важны и дизайн, и необходимый для меня объем двигателя. Интерьер не может существовать сам по себе - он воплощение части ресторанной концепции.

Что первично, хорошая кухня или красивый/модный интерьер?

Нет главного. Главное - это целостность концепции. Отсутствие интерьера - тоже может быть частью концепции. Все в ресторане главное: и обслуживание, и музыка, насколько она громко играет или не играет вообще, - все это одна идея.

Отчего, как Вам кажется, в Европе, зачастую, не уделяют столь пристального внимания дизайну ресторана? Заведение может успешно работать десятилетиями в старом немодном помещении, в то время как в Москве идет непрерывное соревнование в роскоши оформления?

История создания ресторанов в Европе и история создания ресторанов в России разная. Еще недавно у нас не была развита гастрономия так, как она уже была развита в Европе, вот мы и пытались этот разрыв чем-то возместить. Не очень вкусно, зато очень красиво или очень дорого. Но очевидное движение в правильную сторону у нас уже наблюдается. Наши повара стали заметными фигурами на мировой арене, уровень гастрономии растет. Может, поэтому и интерьеры у нас становятся более сдержанными, похожими на европейские: вроде как и интерьера нет, зато есть сумасшедшая еда, которую готовят для гостя на открытой кухне.

Невозможно не спросить, каковы основные тенденции мирового ресторанного дизайна?

Основная тенденция - это, наверное, приход к скандинавскому стилю, очень изящному, правильному, гармоничному. У нас в России не было придумано никаких особенных интерьерных решений, которые можно было бы экспортировать на Запад. А вот уникальные концепции у нас рождаются. Например, Борис Зарьков создает уникальные концепции.

Можем ли мы говорить, что дело идет к упрощению интерьеров?

Далеко не к упрощению. Скандинавский дизайн - это только внешняя оболочка простоты, глубина в тонких деталях, в изяществе. Я вижу, как он (стиль) начинает меняться, происходит симбиоз с итальянским. Итальянский стиль - это шик. Скандинавский - это скрытый шик. Сейчас скандинавские фабрики начинают использовать дорогие материалы: бархат, кожу, но не простую, похожую на кожзам. Сейчас безумный итальянский «жир», популярный в России и Азии, потерял смысл, и итальянские фабрики начали двигаться к минимализму, а скандинавский дизайн пошел навстречу людям, чтобы им было приятно и комфортно.

Можете назвать наиболее модные интерьерные решения и самые избитые, от которых вас уже мутит?

Начнем с избитых.
Первое - старые деревяшки, я их называю «дрова». Собирают эти безумные деревянные панели. Вот все бросились обдирать заборы, раскупать на корню «Братьев немцеВ». 

Второе - мебель наших отечественных производителей. В стиле ар-деко, особенно. Тошнит от прованса. Раздражают люстры. Свет должен быть функциональным. Люстры - это какая-то излишняя нарядность. Классическая резьба – также избитый прием.

Хорошо, а что нравится?

Нравится бетон с мраморной крошкой. Фанера. Перфорированный металл, различные сетки. Нравится качественный свет, даже не с точки зрения его исполнения, а как он светит, именно спектр.

1/2

Просечная сетка в интерьере ресторана «Кутузовский 5»

А как он должен светить?

Есть дешевые лампочки, от которых напряжение возникает. А бывают правильные спектры, правильные линзы, тогда свет дает нужный объем. Наподобие галерейного света.

Какая Вам нравится мебель?

Скандинавских производителей. Например, фабрики Jess, Fredericia, Gabi, Normann Copenhagen, andTradition, HAY, Carl Hanson & Son.

Получается, что модный дизайн - он всегда дорогой. Вы назвали сейчас дорогие приемы и дорогих производителей.

Для того чтобы сделать недорогой, но модный интерьер, надо использовать, например, фанеру. Хотя, если это правильная фанера, то и она будет дорогой. Не потому, что материал много стоит, а потому, что подход к нему основательный.

В чем заключается Ваш фирменный стиль?

Есть несколько фирменных приемов. Люблю стежку, делаю ее очень давно, наверное с First’a. Стеганые стены, как будто «стеганая плитка» на полу, стеганый потолок. Мы очень любили каретную стяжку, особенно на заре нашего творчества. Она создает комфорт, приятную атмосферу. Еще фирменный прием – использование арт-объектов, особенно скульптуры. Иногда журналисты нашим фирменным приемом называют использование лепных голов животных. Сейчас делаем упор на галерейный качественный свет, скандинавскую мебель и использование живой зелени в интерьере.
1/4

Стежка на потолке ресторана White Rabbit

Что служит отправной точкой при работе над новым проектом? Какие компоненты будущего ресторана необходимы для старта вашей работы?

Если заказчик не знает, что он хочет, мы предлагаем ему разработать концепцию бизнеса. Дизайн - это следующий этап. Иногда сразу предлагается концепция в комплексе с дизайном, показывая, как все будет взаимодействовать. Если клиент говорит: «Я хочу дорогой ресторан». Мы делаем аналитику и показываем ему, что в выбранном месте придется за него доплачивать, потому что он не будет приносить прибыль, предлагаем для этой локации другие варианты.

Когда человек приходит с готовой идеей, просим описать гостя, для которого делается ресторан и атмосферу, которая должна получиться. Если ты не знаешь, каким будет твой гость, ничего нельзя сделать. Невозможно создать продукт, который понравится всем!

За какой проект Вы никогда не возьметесь?

Мы никому не отказываем. Но можем создать условия, при которых клиент, который нам активно не нравится, сам откажется. Да, бывает, что отношение заказчика к нашему труду нас не устраивает. Если человек тебе не доверяет, тогда и у тебя начинается ответная реакция. Начинаются жесткие формальные отношения. Главное - взаимопонимание, когда ты знаешь, что твою идею не извратят, а реализуют так, как она была задумана. Мне важно, что получится в конце.

Есть ли в Вашем воображении «ресторан мечты», который Вы еще не построили? Какой он?

Есть. Сейчас такое время, когда даже традиционный «европейский ресторан» не может стоять на месте. Все повара развиваются. На своих кухнях устраивают лаборатории, в которых разрабатывают новые блюда и ингредиенты. Я хочу создать такой ресторан-лабораторию, интерьер в котором будет меняться в зависимости от еды, которая там будет предлагаться. Такая площадка-конструктор. К примеру, наступил сезон грибов - дизайн «работает» на эту тему. И речь идет не о постоянном ребрендинге. Мода постоянно меняется, каждый раз перезапускать ресторан в соответствии с новыми веяниями - дорого и неправильно. А наша площадка сможет меняться быстро и легко вслед за кухней, чтобы всегда быть на гребне гастрономической волны.

Над чем Вы сейчас работаете?

Открываем бар крафтового пива PARKA на Пятницкой. Открываем сами для себя. Это особнячок со старыми кирпичными сводами, и там мы сделали современный дизайн. Вся еда будет простая, но с дымком, подкопченная. Это концепт не еды, это формат пития. В конце декабря должны открыться.

Скоро открывается The Noodle House - это дубайская франшиза. Один ресторан работает на Ленинском проспекте, второй - открывается сейчас в Мега Химки.

Там же, в Меге, откроется «Chacha-room» - демократичный грузинский ресторан, концепцию которого мы разработали. Здесь большие столы и низкие лавки, как в грузинском духане.

В феврале откроется узбекский ресторан на Трифоновской.

Уже открылся самый высокий ресторан Северной Европы, в Санкт-Петербурге, «Этаж 41». Самый высокий ресторан Европы, «Сахалин», тоже делаем мы.

Еще мы запустили премию Archpoint concept awards в рамках ПИР-Expo. Мы хотим, чтобы на ресторанном рынке шло не просто копирование западных концепций, а создание самобытных уникальных бизнес-концептов. Мы хотим взрастить наших уникальных рестораторов. Мы будем и дальше предлагать молодым людям придумывать концепции и отмечать лучших. Эта премия станет ежегодной.

Спасибо!

Беседовала Екатерина Фетискина 

1/5

The Noodle House

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Москва
Ваш город
Великий пост
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...