Знание права – залог стабильности ресторана
Гости ресторанов наслаждаются вкусом любимых блюд, теплым приёмом и хорошим сервисом. Но за всей этой красотой и манящим ароматом скрывается кропотливый труд большой команды, которая с трепетом старается сделать все, чтобы гостю было комфортно. Команде ресторана вместе с комфортом необходимо обеспечить гостю должную безопасность и соблюдение нормативных требований, в том числе требования о санитарии, пожарной безопасности, безопасности ресторана как места массового пребывания людей, требований об обеспечении доступности для маломобильных групп населения, о защите прав потребителя, о рекламе и о размещении вывески.
В первую очередь следует выделить вопросы обеспечения безопасности изготовления блюда. Ни для кого не секрет, что организм и состояние здоровья у людей существенно могут отличаться: возможна непереносимость к определенным ингредиентам или аллергия. Неправильное хранение сырья или неправильное приготовление блюда могут привести к необратимым последствиям. Ряд нормативных актов содержит требования к процессу производства продуктов питания с момента принятия сырья до подачи готового блюда гостю. Ресторану среди прочего необходимо обеспечить правильное хранение продукции и сырья, а также установить процедуру, исключающую физические, химические или биологические попадания в блюдо. Следует добавить, что не все рестораторы обращают внимание на необходимость внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции (HACCP), которая позволяет анализировать риски и документировать все процессы в ресторане. В последнее время Роспотребнадзор стал более активно проверять внедрение такой системы.
Другая важная особенность заключается в том, что в ресторане за своими столиками, сервированными официантами с соблюдением всех требований безопасности к блюду, проводят время гости, которых могут ожидать другие опасности в виде пожара и нападения преступников. И здесь государство разработало ряд строгих требований к оборудованию в ресторане безопасных эвакуационных путей, установке средств пожаротушения, систем оповещения, а также требований к охране в ресторане, установке камер наблюдения, тревожных кнопок и множество других требований.
В ресторане гость должен чувствовать себя еще и защищенным как потребитель, а значит, должен получить качественную услугу, иметь право выразить свои претензии, получить все необходимые сведения об услугах. Граждане также должны быть защищены от недобросовестной рекламы, а молодое поколение следует оградить от рекламы алкогольной продукции. Не стоит забывать, что ресторан должен быть доступен для любого гостя и в связи с этим необходимо обеспечить свободный доступ в заведение людей с ограниченными возможностями. Для этой цели следует устранить препятствия для свободного доступа в заведение и перемещения в нем для гостей, передвигающихся в инвалидных креслах, с костылями, оборудовать санузел, маркировать ступеньки для слабовидящих, изготовить меню, написанное шрифтом Брайля.
- Надзорный орган — Роспотребнадзор. Предмет проверки: соблюдение прав потребителя, санитарных правил на производстве, соблюдение прав граждан на нормальную жизнедеятельность (допустимые уровни шума, вибраций).
- Надзорный орган — МВД. Предмет проверки: соблюдение правил торговли алкогольной продукцией, соблюдение миграционного законодательства.
- Надзорный орган — МЧС. Предмет проверки: соблюдение требований пожарной безопасности.
- Надзорный орган — ОАТИ. Предмет проверки: соблюдение требований к благоустройству в Москве, включая проверку правильности размещения и содержания информационных конструкций, своевременности вывоза мусора, чистоту близлежащей территории.
- Надзорный орган — ФАС. Предмет проверки: соблюдение законодательства о рекламе и защите конкуренции.
- Надзорный орган — МАДИ. Предмет проверки: соблюдение правил остановки и стоянки транспортных средств, стоянки на газонах.
- Надзорный орган — ГИТ. Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства.
Проведение проверки ресторана строго регламентируется в Федеральном законе о защите юридических лиц, Законе о прокуратуре, Кодексе об административных правонарушениях, Регламентах надзорных органов и других нормативных актах.
Ресторан может столкнуться как с плановой проверкой, которая проводится не чаще, чем один раз в три года, так и с внеплановой проверкой, кратность которой не ограничена. К плановым проверкам всегда возможно подготовиться, так как информация о ее проведении публикуется на сайте прокуратуры в начале каждого года. Кроме того, ресторан проинформируют о начале плановой проверки за три рабочих дня до ее проведения. Сложнее с внеплановыми проверками. Оснований для проведения внеплановой проверки множество, и зачастую не всегда требуется наличие жалобы на ресторан. При этом предупредить о начале такой проверки могут непосредственно перед ее проведением. Представителя ресторана перед проведением проверки ознакомят с предметом проверки, но не стоит забывать, что такой предмет может быть расширен. В случае выявления нарушения составляется соответствующий протокол, в котором представитель ресторана может изложить свои замечания. Далее выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства по делу.
Соблюдение нормативных требований и готовность к проведению проверок имеют важное значение в деятельности ресторана, поскольку существуют риски материального и репутационного характера, а в отдельных случаях возможно закрытие самого ресторана. Некоторые требования порой сложно заметить, либо они могут показаться незначительными, как, например, маркировка ножей или запрет на использование губки при мытье посуды, но и такие требования имеют свой определенный смысл. Меры ответственности варьируются от простого предупреждения до штрафа в миллион рублей или приостановки деятельности ресторана. Лучший способ избежать серьезной ответственности – это применение превентивной защиты в виде периодического аудита ресторана. Таким способом возможно обнаружить существующие ошибки, проанализировать документацию и принять меры. Таким образом, в ресторане одновременно ведется внутренний контроль и обеспечивается готовность ресторана к проверкам.
Камиль Магомедов. Руководитель практики «Право в сфере гостинично-ресторанного бизнеса» юридической фирмы Amigdala Consulting
Контактные данные
info@amigdala.ru
kamilm@amigdala.ru
+7 (999) 965-92-88
+ 7 (495) 136-82-77
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.