Летние веранды в ресторанах Москвы
Фильтры
Фильтры

Соцсети коронуют посредственность

Redaktor, 30 мая 2024 Время прочтения 10 минут
Нашей редакции на глаза попалась статья, написанная нью-йоркским ресторанным обозревателем Дэниэлом Реале-Чином (Daniel Reale-Chin) для старейшего канадского издания The Globe and Mail, в которой автор размышляет о том, как TikTok повлиял на ресторанный бизнес вообще и на рейтинговую иерархию заведений, их объективную оценку — в частности.

Да, Дэниэл говорит о конкретной соцсети в приложении к конкретной локации – Нью-Йорку. Но описанное им, на наш взгляд, легко транспонируется на наши реалии. А вы как думаете?

Итак, Реале-Чин начинает с того, что перед очередным походом в ресторан он заглянул в TikTok: «Мой канал в TikTok уже был переполнен. Каждые пару пролистываний показывали мне новое видео». 

Обозреватель отмечает, что у всех ресторанов, чьи посты попадались ему чаще всего, есть что-то общее: каждый из них в какой-то момент прошлого года стал вирусным в социальных сетях. И признается — несмотря на то, что в городе можно посетить около 25 000 ресторанов, ему пришлось больше всего сил приложить на то, чтобы забронировать столик в тех немногих из них, что были в ленте соцсети. На один из таких ресторанов он потратил целый месяц, звоня туда раз в неделю. 

Алгоритм сработал. Если раньше мы полагались на коллег и беспристрастных критиков в вопросах питания, то теперь многие люди обращаются к социальным сетям. Быстрые видеоролики TikTok изменили то, как люди находят место, где можно поесть, а ЛОМы (лидеры общественного мнения) стали основой привлечения внимания к новым местам, 

— делает вывод Дэниэл
Автор не просто констатирует очевидный факт, который верен не только для заведений Манхэттена, но и, пожалуй, для любой точки мира, куда дотянулись соцсетки. Размышляет он и над последствиями:
В своей самой утопической форме социальные сети возвращают власть в руки людей. Для определенного поколения ЛОМы и их последователи могут быть более доступными, чем гиды и законодатели вкуса, которые были раньше. И местные любимые семейные закусочные часто получают пользу от таких онлайн-обзоров. Но критики этой тенденции говорят, что ЛОМы и желание стать вирусными создали однотипный тренд, поднимающий на пьедестал посредственную еду.
TikTok инстраграм тикток фото еды

Фото: Elevate on Unsplash

Так, этой весной Пит Уэллс (Pete Wells), ресторанный критик The New York Times с 2011 года, опубликовал свой ежегодный рейтинг 100 лучших ресторанов города. Несмотря на то, что многочисленные пользователи TikTok назвали Don Angie, Polo Bar и 4 Charles одними из «самых популярных ресторанов Нью-Йорка», ни один из них не попал в список.

Что не так уж удивительно, учитывая, что то, что выделяет ресторан в социальных сетях, как правило, не еда. В какой-то момент все рестораны начали предлагать одинаковые штуки: огромные презентации меню, фирменные блюда и акцент на эспрессо-мартини (или другом актуальном напитке сезона). Обычно все это представлено на эстетически приятном фоне, где гости могут сделать фотографию, которую они позже опубликуют в социальных сетях, чтобы сигнализировать: «Я был здесь». 

TikTok инстраграм тикток фото еды

Фото: S O C I A L . C U T on Unsplash

Когда Кристина Корниэль (Kristina Corniel), влиятельная звезда TikTok в области еды и путешествий, отправляется перекусить в свой родной город Нью-Йорк, она ищет впечатления, а не просто еду, чтобы поделиться со своими 756 000 подписчиками. В одном из ее самых популярных TikToks про Meduza Mediterrania New York на Манхэттене еда и напитки занимают 14-секундную эпизодическую роль в 62-секундном видео.

«Качество еды важно, но меня определенно волнует эстетика», — говорит Корниэль, набравшая более 17 миллионов лайков в TikTok.

«И хотя многим не хотелось бы это признавать, в наши дни повара при планировании меню часто думают о вирусности», — делает неутешительный вывод Реале-Чин.

Джордан Андино (Jordan Andino), уроженец Торонто, филиппино-канадский шеф-повар, который ведет конкурсное шоу Netflix «Готовь любой ценой», знал, что ему нужны четыре вещи, когда он открывал свой ресторан Carriage House в Вест-Виллидж на Манхэттене: отличная презентация, отличный гамбургер, привлекательные коктейли и фирменное блюдо. Последнее оказалась свечой из сливочного масла, которая идет в комплекте с хлебной корзиной: гостям предлагается подождать, пока фитиль сгорит, а масло растает на тарелке для макания. «В те 90 секунд, которые люди ждут, чтобы съесть свой хлеб, они обычно берут свои телефоны и фотографируют или снимают видео», — говорит Андино.

TikTok инстраграм тикток фото еды

Фото: Solen Feyissa on Unsplash

Конечно, некоторые посты в социальных сетях имеют большее значение, чем другие. Точнее, их авторы. Привлекательность хороших ресторанных ЛОМов отчасти заключается в их способности быть законодателями вкуса — роль, которая когда-то принадлежала признанным критикам и уважаемым гидам. Самым известным из них является гид Мишлен, который издается с 1926 года, но недавно столкнулся с критикой за свой элитарный характер и эмоциональные потрясения, которые шеф-повара терпят, преследуя и поддерживая даже одну из заветных звезд.

В обмен на внимание в ленте ЛОМов некоторые рестораны предоставляют бесплатное питание и возможность приватно сфотографироваться. Согласитесь, что это весьма далеко от тех времен, когда ресторанные критики бронировали столики под вымышленными именами и держали свой имидж в секрете.

«Это не журналистика, это реклама образа жизни», — говорит Карен Стабинер (Karen Stabiner), писательница и журналистка, освещавшая ресторанную индустрию в таких изданиях, как The New York Times, The Los Angeles Times и The Boston Globe.

В статье New York Times, опубликованной в июле прошлого года под названием «Перетряска ресторанов в 21 веке», Стабинер затронула двойное влияние, которое оказывают звезды соцсетей, передав важнейшее послание для отрасли:

Чем больше мы полагаемся на посты ЛОМов, тем больше наши критические способности сужаются, потому что часто нет ни глубины, ни контекста, ни репортажей, ничего, кроме поверхностного образа веселья, и мы не можем сказать, кому доверять.

Корниэль утверждает, что она получает более 20 запросов в месяц от ресторанов, которые хотят, чтобы она посетила их и сняла видео. Некоторые из этих ресторанов предлагали ей бесплатную еду в обмен на рекламу, а другие платили за ее услуги. В таких случаях заключается договор.

Заканчивает автор свою статью грустным выводом:

На Манхэттене мне так и не удалось забронировать места в нескольких ресторанах, которые я пытался посетить за пять дней пребывания. Что касается Polo Bar, я последовал совету из TikTok и звонил ежедневно в 14:00, пока был в городе, надеясь, что кто-то отменит бронь, и я получу свободный столик. В конце поездки я нашел себе место: в 22:00 в понедельник. Рекомендованный стейк был обычным, гамбургер в Polo Bar был средним, а сэндвич с солониной «Ральф», который я выбрал в качестве закуски, был просто сэндвичем с солониной. Но мои фотографии в Инстаграме* получились великолепными.

От редакции добавим: грустно, что даже такая, казалось бы, материальная вещь, как еда, которую можно в буквальном смысле ощущать практически всеми органами чувств, становится частью абсолютно жестокого тренда, неизвестно кем, но очень упорно навязываемого и ведущего нас к интеллектуальной и эмоциональной деградации. Тренда «Казаться, а не быть». 

По материалам The Globe and Mail 

*Продукт запрещенной в РФ компании Meta, признанной экстремистской.

Igor
Igor
31 Мая 2024
Уже лет 100+ известен факт, что покупают дешевое, но не хорошее. К еде это относится на 1000%. А соцсетки и есть квинтэссенция дешевого предпочтения.
Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Москва
Ваш город
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...